Библиотека-информационный партнер в меняющемся мире 2025 Год защитника Отечества80 лет Победы в Великой Отечественной войне

четверг, 4 сентября 2025 г.

 


Великие писатели-педагоги


«Учитель – это человек, 
который держит в своих руках 
завтрашний день страны, будущее планеты» 
(Ф.А. Абрамов, русский писатель)


Педагог – это человек, профессионально подготовленный и осуществляющий в образовательной организации педагогические функции. Педагог — это и технолог, и методист, и психолог, и учитель, способный спроектировать и реализовать педагогический процесс обучения и воспитания детей или взрослых. Педагог – это и учитель, и воспитатель, и преподаватель, и тренер, и репетитор, и куратор, и руководитель клуба или кружка и т.д. Педагогу, в его любых ролях, свойственно умение воздействовать на людей, на их духовную, душевную и интеллектуальную жизнь. Педагог увлекает за собой ум и душу ученика, подводит его к различению добра и зла и сознательному выбору добра.
 К началу нового учебного года библиотекой организована выставка-представление «Педагоги-писатели» в методическом кабинете колледжа.  Писатели когда-то были задействованы в обычных школах и университетах, в глуши и столице; они становились на путь учителей и занимались образованием детей и молодежи. Многим писателям, которых мы хорошо знаем, на пути к вершинам литературной славы пришлось поработать учителями. При этом педагогическая деятельность не мешала им писать замечательные книги, которые мы читаем и в наше время. 
Также на выставке представлены произведения, авторы которых на свои средства строили школы для бесплатного обучения грамоте крестьянских детей - А.Н. Некрасова, А.П. Чехова, И.С. Тургенева. Благодаря им появлялись новые учёные, писатели, педагоги и просто грамотные люди. 
Особое внимание на выставке уделено жизни и творчеству основоположников русской педагогики: «отца русских учителей» К. Д. Ушинского, советских педагогов-новаторов и писателей А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. 

«Литература и воспитание всегда вместе…» (С.Л. Соловейчик,
советский и российский публицист, преподаватель, теоретик педагогики)

Бажов П. П. – окончив Пермскую духовную семинарию, работал учителем.
Визбор Ю. И. – поэт-бард, окончил Московский государственный педагогический институт, факультет русского языка и литературы, работал учителем на Севере.
Волков А. М. – работал учителем, преподавал почти все науки: физику, математику, русский язык, литературу, рисование, латынь, естествознание, географию, историю. Потом был директором школы, доцентом (курс высшей математики) в Московском институте цветных металлов и золота.
 Гамзатов Р. Г. – учился в Аварском педучилище, некоторое время работал учителем в школе, где сам когда-то учился.
 Гоголь Н. В. – преподавал историю и географию, давал частные уроки.
Гончаров И. А. – был домашним учителем в семье художника Николая Аполлоновича Майкова.
Державин Г. Р. – открыл шесть народных училищ в Тамбове, завёл школу в своём доме, сам выписывал из Москвы карандаши и грифели, сам экзаменовал учеников.
Ершов П. П. – был вначале учителем, затем инспектором, а с 1757 года – директором Тобольской гимназии.
Жуковский В. А. – был учителем русского языка великой княгини (впоследствии императрицы Александры Фёдоровны), наставником наследника престола великого князя Александра Николаевича (будущего Александра II).
Коваль Ю. И. – окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института, получив дополнительно диплом учителя рисования, работал учителем в сельской школе в Татарии.
Крылов И. А. – учил детей князя Голицына.
Макаренко А. С. – разработал систему коллективного воспитания детей и подростков, которая применялась на практике в трудовой колонии им. М. Горького, автор статей на педагогические темы и романов «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и др.
 Осеева В. А. – в течение 16 лет работала в трудовой коммуне для беспризорных детей.
Погорельский А. А. – служил попечителем Харьковского учебного округа, членом комитета по устройству учебных заведений, автор записки «О народном просвещении России», много внимания уделял воспитанию и образованию племянника (будущего писателя А. К. Толстого).
 Пришвин М. М. – в 1918-1920 гг., живя в Елецком уезде, работал там же в гимназии, где прежде сам учился, преподавал географию (ныне это общеобразовательная школа № 1 им. М. М. Пришвина).
Толстой Л. Н. – оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневники, учебники. «Азбука» графа Л. Толстого стала событием в педагогике. В ней был дан комплекс учебных материалов из четырех книг. Это своеобразная энциклопедия, объясняющая детям окружающий мир. Художественно обогащая, она раскрывала основные понятия физики, химии, ботаники, зоологии, рассказывала о жизни растений, внешних чувствах человека и животных, явлениях магнетизма, электричества и многом другом.
Тургенев И. С. – составил проект «Общества для распространения грамотности и первоначального образования», учредил школу в селе Спасском, следил за ней и за успехами её учеников.

Все писатели по факту педагоги. Писатель, как сказал Эрнест Хемингуэй, «... если он хорошо трудится, невольно воспитывает многих своих читателей».

Комментариев нет:

Отправить комментарий