Мне нельзя без России
к 155-летию со дня рождения Александра Куприна
«Мы должны быть благодарны Куприну за все – за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа». (К. Паустовский)
С 5 сентября в читальном зале библиотеки действует книжная выставка «Мне нельзя без России», посвященная 155-летию со дня рождения великого русского писателя Александра Ивановича Куприна. Знакомство с Куприным покажет его как признанного мастера короткого рассказа, одного из лучших прозаиков России, создателя прекрасных повестей, заставляющих задуматься и пережить эмоции. Литературные издания представляют полную биографию автора, чье творчество неразрывно связано с судьбой страны и историческими событиями рубежа XIX–XX веков.
Александр Иванович Куприн всегда был романтиком. Он прожил жизнь, полную курьёзов, и никогда не отказывал себе в возможности делать то, что считал правильным. Куприн, как истинный романтик, любил душещипательные истории, что нашло отражение в его творчестве. Но в то же время, легкая форма, в которую он облекал свои произведения, несла в себе огромный смысл.
Русский классик Александр Куприн дружил с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким. Выйдя в отставку (с 1890 года он был лейтенантом в пехотном полку), писатель много путешествовал по России, как раз в это время он познакомился со своими литературными учителями – Горьким, Чеховым, Буниным.
«Поединок» (1905) вышел с посвящением Максиму Горькому, с которым в это время был близок Александр Куприн, и, несмотря на критику, повесть заслужила похвалу Льва Толстого – писателя, которого он считал своим учителем.
Одна из лучших работ о любви «Гранатовый браслет» была написана из реальной истории. При просмотре семейных альбомов Куприн услышал историю, которая легла в основу романа. Телеграфный чиновник был влюблён в жену губернатора, но его чувства не были взаимными. А однажды он подарил ей цепочку – по словам сына женщины, этот случай можно даже назвать анекдотическим, но Куприн обернул его в трагическую любовную историю. Цепочка превратилась в Гранатовый браслет, когда Александр Куприн взялся за перо и принялся писать…
Изначально он собирался написать рассказ, но так получилось, что рассказ превратился в повесть, принёсшую писателю большой успех. «Гранатовый браслет» стоит прочитать каждому – это настоящий источник мудрости, жизни и нравственной чистоты.
Кем только не работал Куприн! Он, вероятно, сменил более двадцати профессий, но его мотивировали не финансовые соображения, а интерес. Ему было интересно получить новый опыт, и он прекрасно с этим справлялся. В 1894 году, выйдя в отставку (он служил в армии, одновременно занимаясь литературной деятельностью), он начал работать репортёром, позже токарем, санитаром морга, моряком, зубным врачом и даже продавал туалеты и пробовал себя в роли вора. Он часто говорил своим друзьям: «Я хотел бы стать лошадью, рыбой или женщиной на несколько дней». Вот такой необычный и интересный писатель Александр Куприн.
После событий 1917-го года Куприн уехал из России. При поддержке Бунина Куприны поселились в Париже в квартале Пасси. Дочку определили в интернат при монастыре. С родителями видеться удавалось лишь по выходным. В самом католическом учреждении Ксения страдала. Она не была привычна к таким странным законам: принимать ванну можно было раз в месяц в специальной рубашке, под которой ещё надо было суметь вымыться.
В парижской квартире, как и в Петербурге и в Гатчине, двери были открыты для всех. Живший рядом Бунин не одобрял ночные вечеринки Куприных.
Куприн за время в жизни в эмиграции так и не смог вжиться в иную жизнь. "В Париже не звучит русская речь. Так и писать перестанешь".
В России он привык к тому, что его окружает, добывать темы для произведений. За границей темы не добывались.
Плюс все время не хватало денег. Жена Лиза искала способы заработка: вместе с профессиональным мастером открыла переплётную мастерскую. Но компаньон оказался пьяницей, заказы в срок не выполнялись, поэтому мастерскую пришлось закрыть. На этом Лиза не успокоилась: сняла книжную лавку и снова прогорела. Лиза плохо знала французский, не могла свободно общаться с покупателями. Дочь Ксения становится манекенщицей, потом актрисой и даже популярной.
К финансовым проблемам и творческому кризису прибавляются трагедии ухода друзей: Саша Черный, К. Бальмонт, И. Репин. А с живущими: Буниным, Тэффи, Шмелевым - отношения становятся прохладными.
Маша, первая жена, теперь Иорданская и жена видного большевика, назначенного послом в Италию, зовет вернуться. Куприн загорается надеждой, когда видит, что многие возвращаются, например, А. Толстой или И. Билибин.
Разрешение вернуться было получено через посла во Франции. Знакомым не говорили. Знала о предстоящем отъезде лишь вдова Саши Черного.
С 30-х годов Куприн болеет. Стало трудно писать, потом видеть. Большую радость дарила кошку Ю-ю, которую позже увезут с собой в СССР. Семья считала, что когда Куприн вернется на родину, это даст ему силы поправиться.
Эмигрантская пресса высказалась однозначно, когда узнала, что Куприн уехал. Главную причину отъезда видели в бедности. Мысль о том, что Куприна безудержно тянуло на родину, не афишировалась.
Ксения с родителями не поехала. О жизни после возвращении узнавала из писем матери. Мать писала дочери, что отец СЧАСТЛИВ. Увидел, как люди работают и стремятся вперед, как любой труд уважается. Его трогает всё: русские дети, запах родины и особенно внимание к нему советских людей.
Им дают временную квартиру, они посещают Гатчину, но остаться там жить сил нет: слишком много воспоминаний. Куприн угасает. Ему диагностируют онкологическое заболевание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий