Библиотека-информационный партнер в меняющемся мире 2025 Год защитника Отечества80 лет Победы в Великой Отечественной войне

среда, 8 ноября 2023 г.


  Первый трамвай в Горловке 

Информ-досье 

Трамвай (от англ. tram — вагон, вагонетка и way — путь, название произошло, по одной из версий, от вагонеток для перевозки угля на шахтах Великобритании) — вид уличного рельсового общественного транспорта, обычно на электрической тяге, используемый преимущественно в городах для перевозки пассажиров по заданным маршрутам.

Первый в России (а некоторые считают, что и в мире) электрический трамвай был продемонстрирован в Петербурге 3 сентября 1880 года.  А рождению своему он обязан русским  инженерам: Ф. А. Пироцкому, В. Н. Чиколёву, Д. А. Лачинову.  Не было ни проводов, ни "рогов" – электричество передавалось прямо по рельсам. Электрическим трамваем заинтересовались за рубежом. В 1881 году братья фон Сименс открыли в пригороде Берлина первую постоянную электрическую трамвайную линию. В Российском же империи постоянно действующий электротрамвай появился только год спустя – в 1892-м году в Киеве. С конца XX века наблюдается значительный рост популярности трамвая, в том числе по экологическим причинам.

В Горловке трамвайное движение  было открыто третьим  в Донецкой области после Сталино (ныне - Донецк) и Макеевки. Исторические хроники гласят, что в начале 1932 года Горловский городской совет народных депутатов принял решение построить первую трамвайную линию от железнодорожной станции Горловка до шахты №5 имени Ленина. Летом того же года и развернулось строительство трамвайной линии. Завершить работы и пустить трамвай было приурочено к 15-й годовщине Октябрьской революции.
Одиночный КТМ-2 №167
В октябре 1932 года строительство трамвайной линии в Горловке развернулось полным ходом. Рабочих рук не хватало, но в те времена проблемы решались просто: народ выходил на субботники и вкалывал! Никто не думал о выходных. В семь часов утра люди приходили, помогали раскладывать шпалы, укладывать рельсы.

 С трудом доставали рельсы и шпалы, не было трамвайных вагонов. Избрали горловчане делегацию, которая отправилась к столичным трамвайщикам. Рабочие киевского завода имени Домбаля согласились помочь и обязались сделать для горловчан семь трамвайных вагонов, семь прицепов, четыре платформы, а также помочь проложить воздушную линию. Киевский трамвайный парк имени Шевченко решил для пуска и обучения управлению трамваями в Горловке направить специальную бригаду из шести человек.

Потом делегация поехала в Москву и побывала на заводе «Динамо». Состоялось собрание рабочих завода, на котором горловчане заявили: «Мы приехали в Москву с просьбой дать для семи вагонов моторы ПТ-16, контроллёры ДК-4, тягоприёмники и подвесной материал». Московские рабочие тоже согласились помочь.

И вот 7 ноября 1932 года первый трамвай с ветерком прокатил первых пассажиров - 2,5 километра от станции Горловка до Дома Советов по Советскому проспекту (сейчас — проспект им. В.И. Ленина. Ранее он назывался Советским проспектом и, что самое интересное, не был переименован даже во времена фашистской оккупации! Позже его назвали проспектом им. Н.С. Хрущева, а в 1964 году - проспектом им. В.И. Ленина).

Маршрут №1 27 июня 1933 года был продлен от Дома Советов через Соломенную балку до шахты №5 имени Ленина - одной из старейших шахт города, глубина которой достигает 1180 м.

5 ноября 1933 года линия продлена на 5,0 км от моста через железную дорогу до Корсунской группы шахт (группой шахт тогда называли шахту  №89 им. Сталина, № 9 "Подземгаз" и шахту №8), пущен маршрут № 2 «Дом Советов - шахта № 8». 

1 января 1934 года линия продлена от шахты № 8 через химзавод «Синтез» (сейчас - ОАО «Стирол») до Военвода (Новогорловка), маршрут № 2 «Дом Советов - Военвод». Событие было радостным, жители Новогорловки (тогда насчитывалось их 45 тыс.)  могли в удобное для себя время приехать в центр Горловки.

3 мая 1934 года введена новая линия до машзавода имени Кирова, пущен маршрут № 3 «Дом Советов - Завод Кирова».

В 1934 году на Советском проспекте достроены вторые рельсы, построено депо, разворотное кольцо у вокзала.

7 декабря 1934 года введена новая линия от шахты № 5 имени Ленина через Железнянские ставки до шахты «Комсомолец», продлён маршрут № 1 «Вокзал - шахта „Комсомолец».

После окончания Великой Отечественной войны, наряду с восстановлением шахт и заводов, из руин поднималось и трамвайное движение. Первым возник маршрут №1, в 1945 году восстановлен маршрут №2 до шахты "Комсомолец" и шахты 19-20, маршрут №3 (ул. Интернациональная - до оборотного кольца шахты №8). В дальнейшем был введен маршрут №5.

В 1955 году введены в эксплуатацию маршруты №7 и №8. Протяженность путей достигла 22,5 км, численность трудящихся в трамвайном депо - 220 человек. Перевозилось трамваями в это время почти 7 миллионов человек в год. В распоряжении горожан были 92 единицы трамвая на 8 маршрутах.






















пятница, 3 ноября 2023 г.

 

Дорогие друзья!

Поздравляем с Днем народного единства! 

   Нельзя забывать историю своего народа и предков, ведь именно она сделала нас такими, какие мы есть сейчас. Много людей разных национальностей живет на нашей земле, и надо помнить, что мы едины. В этот день хочется пожелать силы духа, единства наций, свободы, независимости, стабильности и уверенности. А главное, мирного неба над всеми нами !



пятница, 27 октября 2023 г.

 Дорогие преподаватели и студенты! 

С Днем автомобилиста! Желаем, чтобы ни в жизни, ни в планах, ни в ваших маршрутах не было бездорожья. Абсолютной уверенности вам за рулем и в делах. Отличного настроения и пусть дорога вьется гладкой лентой вперед к мечтам!



понедельник, 16 октября 2023 г.

 «Моя Россия остается со мной!» 

к 105-летию со дня рождения А. Галича

19 октября исполнилось бы 105 лет талантливому человеку Александру Галичу. Конечно, творчество Галича может показаться трудным для осмысления. Песни его требуют тишины, внимания, сосредоточенности. 

Александр Аркадьевич Гинзбург (литературный псевдоним Галич образован соединением букв из разных слогов имени, отчества и фамилии) родился 19 октября 1918г. в Днепропетровске. Отец — Арон Самойлович, экономист. Мать — Фейга Борисовна Векслер, работала в консерватории концертмейстером. Детство его прошло в Севастополе.
В 1923 семья перебралась в Москву и поселилась в доме, где осенью 1826 года Александр Пушкин читал друзьям только что законченную трагедию «Борис Годунов». В 1935 году, окончив 10 классов средней школы, Галич поступил на поэтическое отделение литературного факультета и потом одновременно в театральную школу-студию под руководством К.С. Станиславского.
 Целый учебный год он метался между институтом и студией, но перед весенними экзаменами бросил институт и выбрал студию, о чем, как вспоминал он впоследствии, очень жалел. 

В 1938 году, после смерти Станиславского, Галич перешел в Московскую театральную студию, которой руководили режиссер Валентин Плучек и драматург Алексей Арбузов. «Мы все делали сами, - вспоминал Галич, - сами пьесу писали, сами режиссировали, сами сочиняли к ней песни и музыку, рисовали эскиз декораций».
 5 февраля 1941 года студия открылась спектаклем «Город на заре», а 22 июня, в день начала войны, уже перестала существовать: большинство студийцев ушли на фронт. 

После войны Галич оставляет актерскую студию и начинает работать как драматург. Пьесы «Вас вызывает Таймыр», «Пароход зовут «Орленок», «За час до рассвета» и др. с большим успехом шли на сценах многих театров. Такой же известностью пользовались его киносценарии к фильмам «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Верные друзья». «Третья молодость» совместно с французскими кинематографистами и «Бегущая по волнам» совместно с болгарскими мастерами. 

С 1955 по 1971 год Галич был членом Союза писателей, Союза кинематографистов, членом Литературного фонда. 
В 1958 году были запрещены к постановке в театре его пьесы «Август», «Пути, которые мы выбрали», «Мастерская тишины», которые так и не увидел свет. Хотя ничего криминального в них не было, но, однако, некоторым «ответственным товарищам» претила искренность, простота, а также количество нерешенных проблем и поставленных в пьесах вопросов. 

Вскоре в судьбе Галича произошел резкий поворот. Отказавшись от благополучия, официальной славы и популярности, Галич обратился к авторской песне. «Мне всё-таки было под пятьдесят. Я уже всё видел. Я уже был известным драматургом, благополучным советским холуем. Я и понял, что так больше не могу. Что я должен наконец-то заговорить в полный голос, заговорить правду». «Пути Господни неисповедимы, но не случайны. Не случайна была та бессонная ночь в вагоне поезда Москва – Ленинград, когда я написал свою первую песню «Леночка». Нет, я и до этого писал песни, но «Леночка» была началом моего истинного, трудного и счастливого пути».

Постепенно песни Галича завоевали страну. Их, конечно, не передавали по радио, не включали в праздничные концерты, не печатали и не издавали пластинок. Пути у его песен были другие: через переписывание друг у друга и магнитофонные записи. 
Март 1968 год Новосибирский Академгородок. Единственный, первый и последний открытый концерт Галича. Александр Аркадьевич исполняет знаменитое «Посвящение Борису Пастернаку»:

«Разобрали венки на веники, На полчасика погрустнели… 
 Как гордились мы, современники, Что он умер в своей постели!»  

Да, Галич знал, что пути назад, отступления уже не будет. И концертный зал Академгородка это понял, и встал в молчании, отдавая долг таланту Пастернака и мужеству Галича. 
По охвату разных сторон жизни, многообразию тем и героев песни его были названы поэтическим эпосом. В них, как в зеркале, отразилось время с его трагическими катаклизмами, государственными победами и нищетой, униженностью обыкновенных маленьких людей, быт и бытие эпохи.
Песня «Петербургский романс» вроде бы посвящена декабристам, вышедшим на Сенатскую площадь. Но дата говорит о другом: о событии 22 августа 1968 года – дне, когда советские танки вошли в Прагу, а 6 наших сограждан вышли с протестом на Красную площадь. 

...И в то роковое утро,
(Отнюдь не угрозой чести!)
Казалось, куда как мудро
Себя объявить в отъезде.
Зачем же потом случилось,
Что меркнет копейкой ржавой
Всей славы моей лучинность
Пред солнечной ихней славой?!
…Болят к непогоде раны,
Уныло проходят годы…
Но я же кричал: «Тираны!»
И славил зарю свободы!...

«Песня исхода» посвящена уезжающим 12.09.1974 г. из страны писателю, лауреату Сталинской премии Виктору Некрасову, его жене Галине Базий , которых система вытолкнула из страны. 
«Я не плакальщик и не стража, И в литавры не буду бить. 
Уезжаете?! Воля ваша! Значит, так посему и быть! 
Я стою… Велика ли странность?! Я привычно машу рукой! 
Уезжайте! А я останусь. Кто-то должен, презрев усталость, 
Наших мёртвых хранить покой! 

Но вышло, к сожалению, иначе… В 1971 году прошло заседание секретариата Московского отделения Союза писателей, на повестке дня которого стоял один вопрос «об исключении писателя Галича Александра Аркадьевича из членов Союза советских писателей за несоответствие высокому званию члена данного Союза». Галича обвинили в политической неблагонадёжности, «антисоветчине», в нелюбви к родине. 
 В доказательство неблагонадежности Галича на том заседании прокрутили песню «Старательный вальсок» - одну из самых прямых и жестких его песен. «Мочальники», вышедшие в «начальники», узнавали себя в этих строчках и мстили Галичу за собственную слабость, трусость, за то, что продали свой талант за благополучие и спокойную жизнь. За стихи, за песни, за смелость, за дерзость, за прямоту, за правду Галича изгнали из страны, лишив его гражданства. В 1974 году он вынужден был эмигрировать.

«…Я уезжаю из Советского Союза, но не из России… моя Россия остается со мной!» 
«Я молю тебя: Выдюжи! Будь и в тленье живой, 
Чтоб хоть в сердце, как в Китеже,
Слышать благовест твой!..» 

Смерть Галича была неожиданна и нелепа. Он умер 15 декабря 1977 года от удара электрическим током, когда подсоединял антенну только что купленной стереосистемы. Похоронен под Парижем. Глуховатый голос Александра Галича, гневный и насмешливый, грустный и печальный, теперь уже легально вернулся в наши дома. 

После вынужденной разлуки с Родиной и нелепой смерти на чужбине он вернулся. Вышло несколько больших дисков с песнями Галича, изданы сборники «Генеральная репетиция», «Возвращение» с его стихами, сценариями, воспоминаниям друзей. 
 
            «За чужую печаль и за чье-то незваное детство 
             Нам воздастся огнем и мечом и позором вранья. 
             Возвращается боль, потому что ей некуда деться, 
             Возвращается вечером ветер на круги своя».