Александр Аркадьевич Гинзбург (литературный псевдоним Галич образован соединением букв из разных слогов имени, отчества и фамилии) родился 19 октября 1918г. в Днепропетровске. Отец — Арон Самойлович, экономист. Мать — Фейга Борисовна Векслер, работала в консерватории концертмейстером. Детство его прошло в Севастополе.
В 1923 семья перебралась в Москву и поселилась в доме, где осенью 1826 года Александр Пушкин читал друзьям только что законченную трагедию «Борис Годунов». В 1935 году, окончив 10 классов средней школы, Галич поступил на поэтическое отделение литературного факультета и потом одновременно в театральную школу-студию под руководством К.С. Станиславского.
Целый учебный год он метался между институтом и студией, но перед весенними экзаменами бросил институт и выбрал студию, о чем, как вспоминал он впоследствии, очень жалел.
В 1938 году, после смерти Станиславского, Галич перешел в Московскую театральную студию, которой руководили режиссер Валентин Плучек и драматург Алексей Арбузов. «Мы все делали сами, - вспоминал Галич, - сами пьесу писали, сами режиссировали, сами сочиняли к ней песни и музыку, рисовали эскиз декораций».
5 февраля 1941 года студия открылась спектаклем «Город на заре», а 22 июня, в день начала войны, уже перестала существовать: большинство студийцев ушли на фронт.
После войны Галич оставляет актерскую студию и начинает работать как драматург. Пьесы «Вас вызывает Таймыр», «Пароход зовут «Орленок», «За час до рассвета» и др. с большим успехом шли на сценах многих театров. Такой же известностью пользовались его киносценарии к фильмам «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Верные друзья». «Третья молодость» совместно с французскими кинематографистами и «Бегущая по волнам» совместно с болгарскими мастерами.
С 1955 по 1971 год Галич был членом Союза писателей, Союза кинематографистов, членом Литературного фонда.
В 1958 году были запрещены к постановке в театре его пьесы «Август», «Пути, которые мы выбрали», «Мастерская тишины», которые так и не увидел свет. Хотя ничего криминального в них не было, но, однако, некоторым «ответственным товарищам» претила искренность, простота, а также количество нерешенных проблем и поставленных в пьесах вопросов.
Вскоре в судьбе Галича произошел резкий поворот. Отказавшись от благополучия, официальной славы и популярности, Галич обратился к авторской песне. «Мне всё-таки было под пятьдесят. Я уже всё видел. Я уже был известным драматургом, благополучным советским холуем. Я и понял, что так больше не могу. Что я должен наконец-то заговорить в полный голос, заговорить правду». «Пути Господни неисповедимы, но не случайны. Не случайна была та бессонная ночь в вагоне поезда Москва – Ленинград, когда я написал свою первую песню «Леночка». Нет, я и до этого писал песни, но «Леночка» была началом моего истинного, трудного и счастливого пути».
Постепенно песни Галича завоевали страну. Их, конечно, не передавали по радио, не включали в праздничные концерты, не печатали и не издавали пластинок. Пути у его песен были другие: через переписывание друг у друга и магнитофонные записи.
Март 1968 год Новосибирский Академгородок. Единственный, первый и последний открытый концерт Галича. Александр Аркадьевич исполняет знаменитое «Посвящение Борису Пастернаку»:
«Разобрали венки на веники, На полчасика погрустнели…
Как гордились мы, современники, Что он умер в своей постели!»
Да, Галич знал, что пути назад, отступления уже не будет. И концертный зал Академгородка это понял, и встал в молчании, отдавая долг таланту Пастернака и мужеству Галича.
По охвату разных сторон жизни, многообразию тем и героев песни его были названы поэтическим эпосом. В них, как в зеркале, отразилось время с его трагическими катаклизмами, государственными победами и нищетой, униженностью обыкновенных маленьких людей, быт и бытие эпохи.
Песня «Петербургский романс» вроде бы посвящена декабристам, вышедшим на Сенатскую площадь. Но дата говорит о другом: о событии 22 августа 1968 года – дне, когда советские танки вошли в Прагу, а 6 наших сограждан вышли с протестом на Красную площадь.
...И в то роковое утро,
(Отнюдь не угрозой чести!)
Казалось, куда как мудро
Себя объявить в отъезде.
Зачем же потом случилось,
Что меркнет копейкой ржавой
Всей славы моей лучинность
Пред солнечной ихней славой?!
…Болят к непогоде раны,
Уныло проходят годы…
Но я же кричал: «Тираны!»
И славил зарю свободы!...
«Песня исхода» посвящена уезжающим 12.09.1974 г. из страны писателю, лауреату Сталинской премии Виктору Некрасову, его жене Галине Базий , которых система вытолкнула из страны.
«Я не плакальщик и не стража, И в литавры не буду бить.
Уезжаете?! Воля ваша! Значит, так посему и быть!
Я стою… Велика ли странность?! Я привычно машу рукой!
Уезжайте! А я останусь. Кто-то должен, презрев усталость,
Наших мёртвых хранить покой!
Но вышло, к сожалению, иначе… В 1971 году прошло заседание секретариата Московского отделения Союза писателей, на повестке дня которого стоял один вопрос «об исключении писателя Галича Александра Аркадьевича из членов Союза советских писателей за несоответствие высокому званию члена данного Союза». Галича обвинили в политической неблагонадёжности, «антисоветчине», в нелюбви к родине.
В доказательство неблагонадежности Галича на том заседании прокрутили песню «Старательный вальсок» - одну из самых прямых и жестких его песен. «Мочальники», вышедшие в «начальники», узнавали себя в этих строчках и мстили Галичу за собственную слабость, трусость, за то, что продали свой талант за благополучие и спокойную жизнь. За стихи, за песни, за смелость, за дерзость, за прямоту, за правду Галича изгнали из страны, лишив его гражданства. В 1974 году он вынужден был эмигрировать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий