Первый трамвай в Горловке
Информ-досье
Трамвай (от англ. tram — вагон, вагонетка и way — путь, название произошло, по одной из версий, от вагонеток для перевозки угля на шахтах Великобритании) — вид уличного рельсового общественного транспорта, обычно на электрической тяге, используемый преимущественно в городах для перевозки пассажиров по заданным маршрутам.
Первый в России (а некоторые считают, что и в мире) электрический трамвай был продемонстрирован в Петербурге 3 сентября 1880 года. А рождению своему он обязан русским инженерам: Ф. А. Пироцкому, В. Н. Чиколёву, Д. А. Лачинову. Не было ни проводов, ни "рогов" – электричество передавалось прямо по рельсам. Электрическим трамваем заинтересовались за рубежом. В 1881 году братья фон Сименс открыли в пригороде Берлина первую постоянную электрическую трамвайную линию. В Российском же империи постоянно действующий электротрамвай появился только год спустя – в 1892-м году в Киеве. С конца XX века наблюдается значительный рост популярности трамвая, в том числе по экологическим причинам.
В Горловке трамвайное движение было открыто третьим в Донецкой области после Сталино (ныне - Донецк) и Макеевки. Исторические хроники гласят, что в начале 1932 года Горловский городской совет народных депутатов принял решение построить первую трамвайную линию от железнодорожной станции Горловка до шахты №5 имени Ленина. Летом того же года и развернулось строительство трамвайной линии. Завершить работы и пустить трамвай было приурочено к 15-й годовщине Октябрьской революции.
Одиночный КТМ-2 №167 |
В октябре 1932 года строительство трамвайной линии в Горловке развернулось полным ходом. Рабочих рук не хватало, но в те времена проблемы решались просто: народ выходил на субботники и вкалывал! Никто не думал о выходных. В семь часов утра люди приходили, помогали раскладывать шпалы, укладывать рельсы.
С трудом доставали рельсы и шпалы, не было трамвайных вагонов. Избрали горловчане делегацию, которая отправилась к столичным трамвайщикам. Рабочие киевского завода имени Домбаля согласились помочь и обязались сделать для горловчан семь трамвайных вагонов, семь прицепов, четыре платформы, а также помочь проложить воздушную линию. Киевский трамвайный парк имени Шевченко решил для пуска и обучения управлению трамваями в Горловке направить специальную бригаду из шести человек.
Потом делегация поехала в Москву и побывала на заводе «Динамо». Состоялось собрание рабочих завода, на котором горловчане заявили: «Мы приехали в Москву с просьбой дать для семи вагонов моторы ПТ-16, контроллёры ДК-4, тягоприёмники и подвесной материал». Московские рабочие тоже согласились помочь.
И вот 7 ноября 1932 года первый трамвай с ветерком прокатил первых пассажиров - 2,5 километра от станции Горловка до Дома Советов по Советскому проспекту (сейчас — проспект им. В.И. Ленина. Ранее он назывался Советским проспектом и, что самое интересное, не был переименован даже во времена фашистской оккупации! Позже его назвали проспектом им. Н.С. Хрущева, а в 1964 году - проспектом им. В.И. Ленина).
Маршрут №1 27 июня 1933 года был продлен от Дома Советов через Соломенную балку до шахты №5 имени Ленина - одной из старейших шахт города, глубина которой достигает 1180 м.
5 ноября 1933 года линия продлена на 5,0 км от моста через железную дорогу до Корсунской группы шахт (группой шахт тогда называли шахту №89 им. Сталина, № 9 "Подземгаз" и шахту №8), пущен маршрут № 2 «Дом Советов - шахта № 8».
1 января 1934 года линия продлена от шахты № 8 через химзавод «Синтез» (сейчас - ОАО «Стирол») до Военвода (Новогорловка), маршрут № 2 «Дом Советов - Военвод». Событие было радостным, жители Новогорловки (тогда насчитывалось их 45 тыс.) могли в удобное для себя время приехать в центр Горловки.
3 мая 1934 года введена новая линия до машзавода имени Кирова, пущен маршрут № 3 «Дом Советов - Завод Кирова».
В 1934 году на Советском проспекте достроены вторые рельсы, построено депо, разворотное кольцо у вокзала.
7 декабря 1934 года введена новая линия от шахты № 5 имени Ленина через Железнянские ставки до шахты «Комсомолец», продлён маршрут № 1 «Вокзал - шахта „Комсомолец».
После окончания Великой Отечественной войны, наряду с восстановлением шахт и заводов, из руин поднималось и трамвайное движение. Первым возник маршрут №1, в 1945 году восстановлен маршрут №2 до шахты "Комсомолец" и шахты 19-20, маршрут №3 (ул. Интернациональная - до оборотного кольца шахты №8). В дальнейшем был введен маршрут №5.
В 1955 году введены в эксплуатацию маршруты №7 и №8. Протяженность путей достигла 22,5 км, численность трудящихся в трамвайном депо - 220 человек. Перевозилось трамваями в это время почти 7 миллионов человек в год. В распоряжении горожан были 92 единицы трамвая на 8 маршрутах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий