Юбилей «Копейки» - 55
Из цикла исторической хроники
«Ретро-автомобили времен СССР»
В 2025 году отмечается 55-летие с момента выпуска первых автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули» («Копейка»).
Эта модель стала самой массовой в истории советского автопрома: за 18 лет - выпускалась с 1970 по 1988 год - в СССР было произведено свыше 4,8 миллиона экземпляров. Первые шесть машин сошли с конвейера нового завода в Тольятти 19 апреля 1970 года. Выпуск первых ВАЗ-2101 положил начало истории автомобилей «Жигули» и LADA. Всего на «АвтоВАЗе» было выпущено более 16 млн. автомобилей на классической платформе («классики»). Запуск производства дал толчок к развитию промышленности, оказал влияние на культуру и даже спорт.
ВАЗ-2101 или просто "копейка" стали одним из символов эпохи 70-х. Распространение динамичных «Жигулей» изменило даже российские Правила дорожного движения! В 1980 году впервые в России была ограничена скорость на трассе (до 90 км/час).
"Копейку" собирали на Волжском автозаводе в Тольятти. Его возвели за рекордные 3,5 года в партнерстве с итальянским концерном FIAT. Хотели открыть производство к 100-летию Ленина. За всесоюзной стройкой следил весь мир. Приехав на стройплощадку, пораженный Генри Форд-младший заявил: "Такое возможно только в социалистической стране", – но в успех запуска конвейера к юбилею вождя не поверил. И 19 апреля 1970 года удивился снова.
Уже в августе 1970 года в смену собиралось по 70 машин. В том же году было произведено 23 115 автомобилей. Миллионный автомобиль, ВАЗ-2103, был выпущен в 1973 году. Этот успех полностью оправдал средства, вложенные государством в создание АвтоВАЗа.
Первые ВАЗ-2101 были окрашены в синий и красный цвета, что символизировало флаг РСФСР. Автомобиль, созданный на базе итальянского Fiat 124, стал для многих семей первым личным транспортом.
Первые продажи "Жигулей" стартовали в августе 1970 года. Первым счастливчиком, купившим новинку, оказался сотрудник тольяттинского предприятия "Волгоцеммаш". Спустя 19 лет этот автомобиль снова вернулся на завод, став музейным экспонатом. Его бывший владелец получил в подарок новый ВАЗ-2109.
Жители СССР могли только порадоваться успехам советского автомобилестроения, а вот копить на новые "Жигули" приходилось долго. Средняя зарплата в стране составляла рублей 150, а ВАЗ-2101 продавали за 5500, при том, что себестоимость "копейки" составляла примерно 1500 рублей. Вероятно, из-за такой наценки Волжский автозавод полностью окупил себя и начал приносить прибыль через пять лет после запуска конвейера.
![]() |
Автомобиль ВАЗ 2101 "Жигули" 1971 год |
За иностранную валюту уже в 1971 году "копейку" покупали страны соцлагеря и даже государства Западной Европы. Ее любили в Латинской Америке, на экспорт сделали модели с правым рулем. Название "Жигули" заменили на более простой для иностранца вариант "Лада". В 2004 году было принято решение о распространении бренда LADA на всю модельную гамму «АвтоВАЗа».
В первые годы объем экспорта именно ВАЗ-2101 был от 20 до 30 процентов от объема производства. За рубежом нашу "копеечку" ценили за неприхотливость, надежность и, как выразилось одно издание английское, "за экстремально низкую цену".
На главном конвейере АвтоВАЗ 1979 год
Первые машины были собраны на базе Fiat-124, который в 1967 году был признан "Автомобилем года в Европе". Однако прототип был существенно переработан с учётом суровых условий советской действительности. Всего можно найти около 800 отличий, именно столько изменений было внесено в конструкцию советской легковушки.
Были увеличены дорожный просвет и усилена подвеска, а задние дисковые тормоза заменены на барабанные, что улучшило их работу в условиях загрязнённых дорог. Для завода двигателя был добавлен "кривой стартер" - рукоятка, а с левой стороны появилось наружное зеркало заднего вида.
Изменения коснулись и мотора: распределительный вал был перенесён в головку блока, а расстояние между цилиндрами увеличено для возможности дальнейшего увеличения их диаметра. Масса автомобиля выросла на 90 кг.
Огромно влияние ВАЗ-2101 и на культуру и спорт. С первого года жизни «копейки» было решено поддерживать ее имидж спортивными мероприятиями, причем сразу международными. В ралли «Тур Европы-71» команда Волжского автозавода, выступая на ВАЗ-2101, завоевала Серебряный кубок. В 1973 году в первенстве Советского Союза гонщики Волжского автомобильного завода показали на ВАЗ-2101 лучшие результаты. Им вручили приз журнала «За рулем» – «Трофей заводов».
Автомобиль ВАЗ 2101 - участник ралли "Тур Европы-73"
Под капотом первой советской "легковушки" устанавливалось большое разнообразие различных моторов. Самым мощным из них мог похвастаться 120-сильный роторно-поршневой двигатель, разработанный исключительно для советских спецслужб.
До сих пор на учете в РФ находится свыше 150 тысяч "копеек". Автомобиль по праву для стал мечтой, частью эпохи и по-настоящему надежным транспортом для многих миллионов жителей Советского Союза и России.
Несколько фактов к юбилею легенды
Уже первые «Жигули» получили фирменный логотип с серебристой ладьёй: стилизованная буква «В» означает ВАЗ, а ладья – это символ движения. Первые логотипы снабжались надписью «Тольятти» под ладьей – сегодня это коллекционная деталь. И совсем большой редкостью являются первые пробные экземпляры эмблемы, где в надписи «Тольятти» буква «я» ошибочно была развернута в латинскую «R».
Самые первые собранные ВАЗ-2101 не сохранились: они были использованы для испытаний на прочность сварных точек и швов. Самый ранний сохранившийся экземпляр, найденный для заводского музея, обозначен под 38-м номером кузова. Зато «номер для запчастей», отражающий порядковый номер серийного производства на заводской табличке — действительно первый.
Название автомобиля «Жигули» (в честь расположенной рядом с Тольятти горной системы) появилось в 1968 году – оно было предложено конструкторами завода. Параллельно в советских СМИ были объявлены конкурсы на имя для будущего автомобиля. Пришло более 1800 предложений, среди которых «Жигули» занимали одну из ведущих позиций. Таким образом и автостроители, которые первыми придумали это название, и будущие автовладельцы мыслили в одном направлении и совместно дали имя вазовскому первенцу.
ВАЗ-2101 сразу же и прочно вошел в искусство. Выпуск автомобилей начался в 1970 году, а в 1971-м ВАЗ-2101 уже фигурировал в «Джентльменах удачи». В первом же своем фильме автомобиль выступил на стороне добра – за рулем сидел главный положительный герой.
В 1973 году автомобилю ВАЗ-2101 был присвоен Государственный знак качества.
Появление ВАЗ-2101 дало толчок развитию российской промышленности. Организация нового широкомасштабного производства легковых автомобилей стало катализатором развития производства продуктов нефтехимии, пластмасс, резинотехнических изделий, масел и т.д. Именно с выходом ВАЗ-2101 в стране массово появился высокооктановый бензин.
В 2000 году ВАЗ-2101 по итогам опроса журнала «За рулем» назван «Российским автомобилем ХХ столетия». Более 80 тысяч человек приняли участие в голосовании по определению лучшего российского автомобиля XX века.
Около 150 000 ВАЗ-2101 до сих пор стоят на регистрации в России (по данным агентства «Автостат»). Многие из них сегодня стали раритетами и коллекционными экземплярами.
На ВАЗ-2101 совершено кругосветное путешествие. Чехи Филип Фогел и Петр Явурек в 2017—2018 годах проехали 50 тысяч километров. Автомобиль 1975 года достойно выдержал путешествие и сегодня представлен в музее «АвтоВАЗа».
По сей день новые модели завода продолжают традиции, заложенные первыми автомобилями АвтоВАЗа. Эти автомобили не просто "адаптированы к России" - они изначально создавались для неё.
И если для европейцев Fiat-124 - это всего лишь автомобиль года, то для нас "копейка", созданная на его основе, - часть огромной истории и автомобиль столетия.
В день 55-летия "копейки" Волжский автозавод снова запускает в серийное производство новую модель "Ладу Искру".
"Это современный автомобиль, который отвечает требованиям комфорта. В ближайшие месяцы АвтоВАЗ будет презентовать новые модели, которые будет выпускать в следующем году", – подчеркнул министр промышленности и торговли Антон Алиханов.
"Искра" заменит устаревшую "Гранту". Автомобиль Б-класса будет доступен в кузовах седан, универсал и кросс с тремя вариантами силовых агрегатов. Новая "Лада" прошла аэродинамические трубы, климатические камеры, выдержала 84 краш-теста. Впереди главное испытание – езда по российским дорогам и в российском климате.
Еще одна новинка – Lada Niva Sport. Как известно, производство уже запущено, автомобиль оснащен 122-сильным 16-клапанным двигателем, трансмиссией с усиленными шестернями для пятой передачи, усиленным картером сцепления и однорычажным приводом раздатки.
Третий новый автомобиль – Lada Aura. Также есть планы по расширению модельного ряда новым кроссовером на базе Vesta, это будет переднеприводный автомобиль.
Комментариев нет:
Отправить комментарий