понедельник, 25 сентября 2023 г.

Василий Сухомлинский – 
педагог-новатор

к 105-летию со дня рождения 


"Доброта должна стать 
таким же обычным состоянием
 человека, как и мышление"
В.А. Сухомлинский
"Сердце отдаю детям"

  2023 год Указом Президента РФ объявлен Годом педагога и наставника. Особое место среди педагогических работников занимает имя Василия Александровича Сухомлинского - советского педагога - новатора, детского писателя, публициста, создателя новой педагогической системы. Примечательно и то, что 28 сентября исполнится 105 лет со дня его рождения. 

Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918 – 2 сентября 1970) родился в Кировоградской области, в крестьянской семье, воспитавшей четверых детей,  все они в будущем стали учителями. Окончил Полтавский пединститут. 

 В 1939 году Василий Александрович женился. Его жена тоже была учителем. Казалось бы, впереди была долгая и счастливая жизнь. Однако все планы перечеркнула война. 

В 1941 году Сухомлинский ушёл на фронт добровольцем, оставив беременную жену. Воевал на Западном и Калининском фронтах. Получив несколько ранений, лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале, был направлен работать директором школы пос. Ува Удмуртской АССР (1942-1944).

После освобождения Украины от фашистов вернулся в родные края и узнал, что его жена и маленький сын убиты… С 1948 года Сухомлинский директор средней школы в посёлке Павлыш недалеко от Кременчуга, где проработал 22 года (теперь там музей его имени).

Его рабочий день начинался в 4 утра и заканчивался поздно вечером.  Сухомлинский, будучи преподавателем украинского языка и литературы, самостоятельно изучил всю школьную программу и мог заменить любого учителя в любом классе. Об энциклопедичности его знаний ходили легенды.

 Мысли Сухомлинского и сегодня  современны. Он одним из первых заговорил о вреде школьных оценок и выступал за запрет физических наказаний. Педагог считал, что молодые отцы должны ухаживать за новорождённым наравне с матерью. Он смело утверждал, что в школе не учат жизни. Знание многих дисциплин ещё никому не помогло построить крепкую семью: поэтому в его школе был предмет «Семья. Брак. Любовь. Дети». Он  совершенствовал режим школьников и придумал эффективный способ выполнения домашних заданий.

Сухомлинский писал, что школа становится настоящим очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги,                                      культ родного слова.

 Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью.

7 принципов воспитания Василия Сухомлинского

1. Родители с самого рождения, а в школе - учителя обязаны детей научить жить, обучать взаимоотношениям: каким образом проявлять свою любовь к близким,  находить компромиссы.

 2. По мнению В. Сухомлинского, отцу следует непрерывно заниматься самовоспитанием. Это один из самых великих способов влияния на детей. Ребенку нужен пример, на который он сможет ориентироваться в своем становлении.

 3. Сухомлинский объясняет, что для настоящего воспитания родителям достаточно быть рядом и показывать своим примером, как вести себя в той или иной ситуации. Дети учатся смотреть на мир глазами родителей.

4. Сухомлинский говорит, что следует помнить об особенностях и способностях каждого ученика. Задача школы – развить их в ребенке как можно больше. Самая большая ошибка учителей – постоянно констатировать неуспех ученика. Любая подобная «неудача» – это опыт, который можно обернуть в один из уроков жизни для ребенка.

 5.Воспитывать без наказаний. Если необходимость в наказаниях есть, значит, были совершены ошибки воспитания. Наказания не должны пагубно сказаться на сознании ребенка, если они и существуют, то должны быть тщательно продуманы и проанализированы.

 6. Учите ребенка наблюдать, находить причинно-следственные связи, быть любознательным. 

7. В. Сухомлинский писал о важности всегда делать уроки в одно и то же время, так как это приучает к усидчивости и самостоятельности.

 Важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.

 Книги Василия Александровича Сухомлинского давно стали золотым фондом отечественной педагогики. Он написал 50 монографий, около 30 книг, свыше 1500 сказок для детей, около 600 статей о воспитании и обучении подростков. Его беседы о добре и зле, о совести, о любви к детям, о том, как воспитывать  в себе родителя не теряют своей актуальности и сегодня. 






















Комментариев нет:

Отправить комментарий