«Залюблен посмертно, хотя не сразу»
Николай Рубцов начал писать стихи рано – в шесть лет. У него они были откликом на горести, которые мальчику щедро дарила судьба: ранняя смерть матери, детдом в селе Никольском (где Рубцов потом жил и где ныне находится его дом-музей), пропажа отца на фронте – долгие годы Николай считал, что тот погиб, и лишь в 1955 году они встретились. До этого про сына, сданного в детдом, отец так и не вспомнил.
Учителя детдома вспоминали, что «Коля был хрупким мальчиком с черными глазами и располагающей к себе улыбкой», хорошо играл на гармошке, был сообразительным, читал много книг, выделялся какой-то особой непосредственностью и доверчивостью по отношению к миру.
Детдомовский сирота, начитавшись книг о путешествиях, буквально бредил морем. Едва получив свидетельство об окончании семи классов, Рубцов уехал в Ригу, чтобы поступить в мореходное училище. Но туда юного романтика не приняли, так как зачисляли в мореходку с 15-летнего возраста. Потом были ранние тяжёлые трудовые годы, работа на заводах, учёба в техникумах, работа в Архангельском траловом флоте.
«Рубцов был житейски абсолютно неуспешен, как часто бывает на Руси. У него и детство тотально катастрофично, и зрелость не состоялась. Он хорошо случился только как поэт. Поэтически он сказался, пожалуй, полностью - или должен был перемениться кардинально. Его сгубили русская тоска, советская постоттепельная безнадега, замкнутый вологодский горизонт 1971 года», - пишет литературный критик и историк культуры Евгений Ермолин. Трудно с ним не согласиться…
Николай Рубцов сумел каким-то непостижимым образом переплавить в своем творчестве лучшее, что есть в русской поэзии, при этом оставаясь самим собой. По неприкаянности, любви к перемене мест и шаманству он похож на Хлебникова, по трагическому ощущению жизни – на Блока, по проницательному видению русской жизни - на Есенина, по мистическому ощущению будущего – на Лермонтова, по чувству природы – на Фета и Тютчева. Но при этом никого из них он не копировал, оставшись самобытным русским поэтом. При жизни поэта упрекали в недостаточности отражения современной жизни и в том, что он весь – в прошлом.
Поэзия Николая Рубцова проникнута русским национальным духом и русским ощущением жизни. От его стихов идет тепло русской печки, они пахнут парным молоком, цветами, осенними дождями. Русь у поэта - вне социальности, вне политики, вне державности и государственности. Она там, где этих слов нет, но есть тишина, покой и воля.
В судьбе Николая Михайловича много символичного. Считается, что он предсказал свою судьбу в стихотворении «Я умру в крещенские морозы…». Так и произошло – умер он на Крещение. В 1971 году в ночь с 18 на 19 января поэта не стало. Только вот мороза не было. Он похоронен на вологодском кладбище.
В честь Николая Рубцова установлены памятники в Вологде, Тотьме и других городах. В Вологде также работает дом-музей поэта. В 1985 году, через 20 лет после выхода его первой книги, именем Николая Рубцова назвали улицу в Вологде. В 1973 году на могиле Рубцова был поставлен памятник: на мраморной плите — бронзовый барельеф, у подножия памятника выбита на камне строка поэта: «Россия! Русь! Храни себя, храни!».
Да… С одной стороны, обладал Николай Рубцов настоящей размашистой русскою душой, был щедрым и участливым. Сестра Галина вспоминала, как у брата появилось новое демисезонное пальто. Через время смотрит — он опять в старом. На вопрос о том, куда делось новое пальто, Рубцов ответил, что отдал его товарищу, у которого и вовсе никакого пальто не было. «Можно было отдать старое» — воскликнула сестра, на что получила возражение действительно в рубцовском духе: «Разве можно дарить старое?»
С другой стороны, человеком он был, вероятнее всего, «неудобным» – и для своих близких, и для окружения пошире, и для самого себя. Возможно, житейские неурядицы – почти всю жизнь у Рубцова даже своей квартиры не было! – сообщали его характеру «колкость». Это можно понять и даже с уважением отнестись к тому, что у Рубцова, видимо, начисто отсутствовали качества карьериста, умение притворяться, вести себя «как все». Но именно таким людям обычно «не везет в жизни».
Наверное, кто-то помнит популярные в 90-е годы песни на стихи Рубцова – «Я буду долго гнать велосипед», «В горнице», «Березы»… Поэт их не услышал. Но нам остались его стихи.
Песня на музыку Александра Барыкина «Букет» стала самой раскрученной. История возникновения стихов очень трогательна. Четырнадцатилетняя девушка шла домой через лес, и вдруг её обогнал велосипедист, в руках которого был букет полевых цветов. Поравнявшись с девушкой, он остановил велосипед и неожиданно вручил ей букет — первый в её жизни, полученный в дар от мужчины! Взглянув в глаза молодого человека, она заворожённо не могла отвести от него взгляда, а глаза как будто говорили что-то, безмолвно и загадочно. Велосипедист рванул с места так же неожиданно, как и появился. Наутро в своём почтовом ящике девушка нашла письмо со стихами, подписанными коротко «Рубцов».
Лирик! Великий лирик!
Подробнее о жизни и творчестве Н. Рубцова в видеоматериале «Портрет. Николай Рубцов. Душа хранит»
У каждого, кто хорошо знаком с творчеством Рубцова, есть свои любимые стихотворения и строки. Они не отпускают, живут в нас, делают нас добрее и сильнее духовно. Как точно определил статус художника и значение поэзии в нашей жизни сам Николай Рубцов:



Комментариев нет:
Отправить комментарий