Библиотека-информационный партнер в меняющемся мире 2025 Год защитника Отечества80 лет Победы в Великой Отечественной войне

пятница, 21 марта 2025 г.



 Стальные свидетели войны: автомобили-воины

80-летию Победы 
в Великой Отечественной войне посвящается

Как сказал великий полководец Константин Рокоссовский, войну выигрывают солдаты, но и солдату нужны помощники. Помимо авиации и флота огромную роль в победе над фашизмом сыграли автомобили. О стальных воинах и пойдёт речь.

Вторая мировая, в отличие от предыдущих, была войной маневренной и высокотехнологичной. Войска действовали на больших территориях и с помощью новейшего на тот момент вооружения. Соответственно, ежесекундно армии требовали доставки огромного количества горючего-смазочных материалов, боеприпасов, переброски больших масс войск и эвакуации раненых. Железные дороги были загружены и чаще других минировались. Поэтому к транспортировке этих ресурсов привлекалась автомобильная техника и авиация. Прокладывались новые транспортные пути. Дороги стали в прямом смысле «венами и артериями» армий.

Выполнение этих задач потребовало создания по сути новых родов войск – автомобильных и дорожных, численность которых к началу 1942 года превысила 8% от боевого состава Красной армии.

Части автомобильных войск и материального снабжения перед войной комплектовались в основном автомобилями ГАЗ-АА и ЗиС-5. В ходе войны они были максимально упрощены (фанерная кабина, угловатые крылья, одна фара) и получили индексы ГАЗ-ММ и ЗиС-5В. Гораздо меньше было трехосных автомобилей повышенной грузоподъемности ГАЗ-ААА и ЗиС-6, как, впрочем, и ярославских грузовиков ЯГ-6 и ЯГ-10, полугусеничных машин ЗиС-42 и ГАЗ-60, газогенераторных ЗиС-13 и ГАЗ-42. Для перевозки личного состава и раненых использовались автобусы ЗиС-8 и ГАЗ-03-30. Последний послужил базой для санитарного автобуса ГАЗ-55.

И гражданские модели примерили «военную форму». Для нужд фронта было мобилизовано все, что имелось в народном хозяйстве. Это легковые автомобили ГАЗ-М1, ГАЗ-11-73, полноприводный ГАЗ-61, а также ЗиС-101 для высокого начальства. Несколько позже на вооружение поступили первые советские легковые вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, используемые и как штабные автомобили, и как тягачи для легких орудий и минометов.

Советские автомобили тех лет ни в чём не уступали зарубежным аналогам. Уже после войны в немецких архивах были обнаружены отчёты об испытаниях советских автомобилей. Немцы выставили нашим машинам высокие оценки, особо отметив исключительную прочность, непритязательность и хорошую проходимость. Вот почему в годы Великой Отечественной фашисты с маниакальной настойчивостью стремились парализовать производство автотехники. Только за один март 1943 года Горьковский автозавод бомбили 25 раз. Из цехов без крыш и стёкол, без электричества в результате работы по 18-19 часов в сутки бесперебойно выходила автомобильная техника для фронта. Всего за годы войны с конвейеров автозаводов Москвы, Горького, Ярославля, Ульяновска, Миасса сошло около 300 тысяч машин.

Автомобили Великой Отечественной… Их было много. И все они разные. Немало трудилось полугусеничных ЗИС-42, трёхосных ГАЗ-ААА, созданных на базе ГАЗ-64, разведывательных броневиков БА-64 и много-много других. И это не считая тех, что поступали в страну по ленд-лизу.

Сегодня автомобили той войны стоят в музеях, на пьедесталах, напоминая о подвиге тех, кто дошёл до самой Победы. Вечная им память.

«Захар», «Захар Иванович», «трёхтонка»



Советским культовым грузовиком Великой Отечественной войны был ЗИС-5. Он собирался на базе Миасского моторного завода, куда эвакуировали Московский завод им. Сталина.

«Захар», «Захар Иванович», «трёхтонка» - так любовно и уважительно в народе называли ЗИС-5. И было ведь за что! При расчётной грузоподъёмности в 3 тонны грузовик мог перевозить до 5 тонн. Несмотря на моноприводную трансмиссию, ЗИС-5 обладал феноменальной проходимостью.

Конструкция была простой и очень надёжной. Круглые штампованные крылья были заменены сварными Г-образными, кабина, пороги, брызговики — деревянные, не устанавливалась правая фара, тормоза были только у задних колёс, хорошо сохранилось лобовое стекло. Двигатель объёмом 5,5 литра легко запускался в любую погоду и был неприхотлив к качеству бензина. В автомобиле очень редко что-то ломалось даже на фронтовых дорогах.

В 1934–1948 гг. было выпущено порядка 600 000 автомобилей ЗИС-5 и его модификаций.

Автомобиль также служил тягачом для артиллерийских орудий, а к концу войны платформой для «Катюши».

О том, насколько ценили «Захара», говорит то, что во многих городах бывшего СССР установлены памятники этому автомобилю.

"Полуторка"




Ещё одним героем Красной Армии был ГАЗ-АА — знаменитая «Полуторка», которая, по сути, была советским вариантом Ford-AA. Его вариант, полное производство которого началась на Горьковском автозаводе в 1938 году, получил индекс «ММ».

Легендарный автомобиль, который принял на себя львиную долю в перевозке грузов по Дороге жизни в блокадный Ленинград. Это знаменитая полуторка ГАЗ-ММ, которая являлась как бы вторым поколением грузовика ГАЗ-АА. 

Прижилось другое имя — полуторка из-за грузоподъёмности машины в полторы тонны. Так её и в романах упоминали («В августе 44-го» в распоряжении контрразведчиков была «потрёпанная, видавшая виды полуторка ГАЗ-АА») и песни ей пели (в художественном фильме «Репортаж с линии огня» была исполнена песня, посвящённая ГАЗ-ММ, в исполнении Эдуарда Хиля):

С тобой в объезд и напрямик

Прошёл дорог немало я,

Мой знаменитый грузовик,

Полуторка бывалая.

Осенью 1941 года начала действовать Дорога жизни, которая связывала осаждённый Ленинград с Большой землёй. Первый караван из шестидесяти полуторок отправился за продовольствием 22 ноября 1941 года. Всего за первую зиму по льду Ладоги было переправлено в блокадный город 361 тысяча тонн различных грузов, в т. ч. 262 тысячи тонн продовольствия. Дорога жизни действовала до 24 апреля 1942 года. Последний рейс машины делали уже по ступицу в талой воде.

Монета России «Ленинград» с изображением полуторок, прорывающих блокаду через озеро

О героизме водителей рассказывает в своей поэме «Ленинградская поэма» Ольга Берггольц.

Ты шёл сквозь мрак и сквозь туман
Лесами да полянами.
Ты весь покрыт, как ветеран,
Осколочными ранами.

Как и «Захар», полуторка во время войны лишилась некоторых элементов конструкции ради экономии материала. Также отсутствовала одна фара, не было передних тормозов. Крыша и двери кабины были вообще брезентовыми. Причём отсутствие металла объяснялось не только экономией, но и безопасностью — через них было легко выпрыгнуть из машины в случае затопления или обстрела.

За всё время производства было выпущено 985 000 автомобилей ГАЗ-АА в различных модификациях.


ЗИС-6


Реактивный миномет на базе грузовика ЗиС-6 "Катюша" наводил ужас на немцев. Они охотились за ним, но фашистам за годы войны так и не удалось захватить ни одного экземпляра оружия, чтобы изучить, что это за установка.

ЗИС‑6 с реактивной установкой БМ

Первое боевое крещение оружие получило уже в начале войны 14 июля 1941 года. Тогда по захваченному немцами городу Рудня был дан первый в мире залп реактивной артиллерии. Согласно наиболее распространённой легенде, тогда и родилось народное название оружия. Залп был сделан с высокой крутой горы, что очень хорошо ассоциировалось со строкой песни. После применения оружия кто-то из солдат запел популярную тогда песню:

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Первым и основным носителем катюши стал ЗИС-6, трёхосный грузовик, созданный на базе «Захара». В дальнейшем систему залпового огня устанавливали на другие машины, в основном на американские и английские полноприводные шасси, среди которых наиболее часто использовалось шасси Studebaker US6.

Выпуск модели ЗИС-6 - первой трехоске Завода имени Сталина начался в 1934 году. Всего через год после начала выпуска знаменитого грузовика ЗИС-5 начался выпуск его трехосного собрата. В 1930-х делать полноприводные грузовики автопром СССР еще не умел, поэтому задачу повышения проходимости решали за счет добавления третьей оси.

У ЗИС боковых зеркал нет, как и у большинства советских автомобилей тех лет. Приходилось как-то осторожно выглядывать вбок и сигналить рукой, потому что и поворотников тоже нет.

Теперь понятно, почему в те годы профессия водителя считалась высококвалифицированной работой – просто удивительно, сколько мастерства она требовала.

А вот интересно: мы вот можем оценить старую технику с позиций 21 века, а если бы посадить шофера тех лет в современный автомобиль. Что бы он сказал? Возможно, решил бы, что эти машины скучны.

ЭМКА — ГАЗ-61



Легендарная эмка — ГАЗ-М1, самый массовый легковой автомобиль СССР в 30-40-х годах, служила основной штабной машиной. Её любили и ценили, упоминали в стихах и песнях. В стихотворении «Корреспондентская песня» Константина Симонова, написанном в 1943 году, есть такие строки:
Но на эмке драной
И с одним наганом
Мы первыми въезжали в города.

А модификация эмки — ГАЗ-61 — первый в мире закрытый комфортабельный полноприводной внедорожник. Автомобилем во время Великой Отечественной войны пользовались маршалы Рокоссовский, Жуков и Конев. Шестьдесят первый ценился за высокую скорость на бездорожье, неприхотливость и надёжность. А о проходимости ходили легенды. Считалось, что для ГАЗ-61 нет вообще препятствий. Автомобиль мог брать подъёмы крутизной 43 градуса, что превышало возможности многих гусеничных машин. Со снятым ремнём вентилятора вездеход преодолевал броды глубиной более 80 см. Без подготовки переезжал рвы шириной почти метр, снег глубиной в полметра. Но вот судьба у ГАЗ-61 была короткой. Из-за нехватки моторов — рядных «шестёрок» — производство вездехода было прекращено в 1942 году.

ГАЗ-64 


В 1941 году на создание ГАЗ-64 ушёл 51 день. И в августе 1941 года с конвейера сошёл первый «Иван Виллис». Многие до сих пор считают, что ГАЗ-64 и его последователь ГАЗ-67 являются точной копией американского «Виллиса». Но это не так. Шестьдесят четвёртый с ним объединяет только облик и размер колеи. Достаточно сказать, что в конструкции машины применены узлы и агрегаты, уже выпускавшиеся на заводах страны. Ничего американского в них не было.

Машина позиционировалась в качестве командирского автомобиля, разведывательного, и даже тягача 45-мм пушки, с которой он преодолевал 25- сантиметровый слой снежного покрова.

От непогоды водителя защищал брезентовый тент, ну а двери… Как говориться – крепче за баранку держись, шофёр.

Красивый лирический текст известной многим "Песни фронтового шофёра" рассказывает нам о нелегких буднях неунывающего военного водителя, который колесит фронтовыми дорогами в любую погоду. Военные шоферы не боятся бомбежки и знают каково быть военным водителем. Только они знают, что является собою разбитая фронтовая дорога до самого Берлина. Музыку к песне для военных водителей создал талантливый композитор Б.Мокроусов. Он положил музыку на стихи двух талантливых поэтов - Н. Лабковского и Б.Ласкина, которые сочинили их в победном 1945 году.


«Песенка фронтового шофера» стала гимном тех, кто во время войны не расставался с «баранкой».

Сейчас, через 80 лет после Победы, участников и даже очевидцев войны, тех, кто может рассказать о ней по собственной памяти, осталось совсем мало. Чтобы что-то понять и хотя бы попробовать почувствовать, как всё это было, существуют книги – мемуарные и художественные произведения тех, кто воевал.

А еще – машины. Они тоже меняют наше представление о том, что такое военные будни, что такое солдатский – в данном случае шоферский — труд. Они тоже могут многое рассказать. Главное – хотеть и уметь слушать.

Что почитать о машинах Победы

Федоров, В. А. Транспортная система СССР — инфраструктура Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов / В. А. Федоров. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 118-123. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9485/ (дата обращения: 13.03.2025).


Гоголев, Л. Д. Автомобили-солдаты / Л. Д. Гоголев. Текст : электронный. - Москва : Патриот, 1990. - 45 с. - URL: https://litlife.club/books/227274. (дата обращения: 13.03.2025).

Долматовский, Ю. А. Беседы об автомобиле / Юрий Аронович Долматовский; ред. В. Федченко; худож. Ю. Аратовский. - Москва : Молодая гвардия, 1976. - 208 с.

Кочнев, Е. Д. Автомобили Великой Отечественной / Евгений Дмитриевич Кочнев. - Москва : Эксмо, 2010. - 864 с. - (Война моторов).

Соколов, М. Автонашествие на СССР. Трофейные и лендлизовские автомобили / Михаил Соколов. - Москва : Эксмо, 2011. - (Война моторов).




Комментариев нет:

Отправить комментарий