Журналу «За рулем» - 95 лет!
Информация:
«За рулем» - советский и российский журнал об автомобилях и автомобилестроении. Издаётся раз в месяц. До 1989 года был единственным в СССР периодическим изданием на автомобильную тематику, рассчитанным на широкий круг читателей.
Журнал появился по инициативе общественной организации «Автодор», целями которой было строительство автодорог и автомобилизация страны.
Журнал создавали лучшие журналисты и публицисты тех лет: писатель Виктор Шкловский, драматург Николай Погодин, прославленный советский журналист Михаил Кольцов, инженер Наум Беляев.
Но, наверное, наибольший вклад внес зампред «Автодора», автомобильный энтузиаст Валериан Валерианович Оболенский. Он выбрал себе псевдоним Николай Осинский и стал первым ответственным (главным) редактором «За рулем».
Имя «За рулем» дал журналу Михаил Ефимович Кольцов.
Тогда, 95 лет назад, именно Михаил Кольцов сумел сплотить команду из талантливых авторов, которых увлек своим замыслом. Им предстояло открыть читателям неизвестный мир автомобильной жизни, не распугав их с первых же номеров ни сложностью изложения, ни откровенным непрофессионализмом. Сам Михаил Кольцов к этому времени был не просто знаменит – его называли «журналистом эпохи».
В первом же номере «За рулем» Кольцов опубликовал знаковый материал «Колесо на память». Это рассказ об автомобильной поездке по приволжской степи, в которую он отправился… с Алексеем Ивановичем Рыковым – председателем Совнаркома СССР! Так с первого же номера была установлена планка, задающая «зарулевский» уровень публикаций.
На обложке первого номера «За рулем» красовался первый советский грузовик АМО-Ф15, созданный на базе итальянского FIAT 15-Ter. АМО выпускали в Москве с 1924 года. Темпы производства сильно отличались от современных: под фото на обложке подпись «З0-го марта завод «АМО» выпустил свою тысячную машину».
Первый номер открывался лозунгом «От тысячи – к миллиону». Тогда автомобильный парк страны насчитывал 20600 единиц. С этими показателями СССР находился на 40 месте в мире.
С первого номера журнал «За рулём» сообщал новости мирового автопрома, в нем раскрывалась тема российских дорог. Репортаж с одного из первых автосалонов, выставки грузовиков и автомобилей специального назначения в Лейпциге, обзор мотоциклетной промышленности, отчет о пробеге через Сахару на мотоциклах, заметки о многоэтажных гаражах и рекордном автомобиле англичанина Малькольма Кемпбелля (так тогда писали), развившем скорость 330 км/ч! Представляете, как все это было интересно советским читателям 1928 года, для которых сам современный автомобиль был диковиной?
Для многих читателей Кольцов стал олицетворением высшей справедливости, защищающей от взяточников, жуликов и хамов. Кольцова отпускали в загранпоездки – в Испанию, Францию, Англию, Венгрию, Болгарию. Эрнест Хемингуэй в знаменитом романе «По ком звонит колокол» даже сделал его одним из персонажей, позже заменив фамилию Кольцов на Карков (от англ. car – автомобиль). В этом произведении автор дал ему меткую характеристику: самый умный из всех людей. Подробно о жизни Михаила Кольцова
До поры до времени фортуна была к Михаилу Кольцову благосклонна – его, не имевшего практически никакого образования, даже выдвинули в члены-корреспонденты Академии наук СССР. Но затем, как это часто бывало в те времена, удача от него резко отвернулась. Ему припомнили все «ошибочные» поступки и публикации и приговорили к высшей мере. Знаменитое еще вчера имя исчезло отовсюду. А вот журнал «За рулем» жив. И помнит своих основателей, открывших читателям автомобильный мир.
В 6-м номере «За рулем» за 1928 год было опубликовано стихотворение Владимира Маяковского "Рассказ об одной мечте". Его герой мечтал выиграть автомобиль в лотерею, но прежде предлагал заняться строительством дорог. И Маяковский стал одним из первых в СССР частных автовладельцев, привезя из Франции Renault 6CL 4 cyl type NN для Лили Брик. Сам машину не водил, ездил с Лилей или профессиональными шоферами. А о своей покупке поэт сообщил общественности в январе 1929 года со страниц «За рулем» в стихотворении «Ответ на будущие сплетни».
Большинство номеров журнала «За рулём» с 1936 года по 1940 год выходили в универсальной обложке без изображения. Во время Великой Отечественной войны и до 1956 года журнал не выпускался.
В 1950-е годы, в условиях отсутствия ремонтных мастерских для частников, дефицита запчастей, самыми востребованными статьями и сообщениями «За рулем» были те, в которых рассказывалось о ремонте деталей, узлов и агрегатов. Журнал предлагал хитроумные решения, как доехать до дома на неисправном автомобиле, а потом устранить поломку при отсутствии мастерской и запчастей. Долгие годы эта тема в журнале была, по сути, основной.
В 1960-х «За рулем» стал чаще освещать мировые автосалоны – Париж, Женева и другие автомобильные столицы мира. В 1970-е ведущим разделом журнала становятся «Испытания», то, что сейчас принято называть тест-драйвом. На обложках журнала 1980-х – достижения отечественного автопрома: «Ока», «Таврия», «Жигули» и «Нива», в 1990-е внимание к себе приковали иномарки, которые заняли обложки большинства номеров.
В 2000 году экземпляр журнала побывал в космосе – космонавты взяли его с собой на станцию «Мир».
Сейчас журнал «За рулем» является ведущим автомобильным изданием России. Аудитория – преимущественно мужчины в возрасте 25-44 лет.
Логотипы «За рулём» ярко отражали дух эпохи. Так, например, логотипы 1975 – 2007 гг. символизировали автостраду: каждая буква – это две полосы встречного движения со сплошной разделительной посередине.
Издание менялось вместе со страной, автомобилями и автомобильной жизнью. Модели машин, которые когда-то были новинками, давно стали желанными для коллекционеров старины, молодые читатели уже не знают, что такое дефицит автомобилей, бензина, запчастей…
Логотип, символизирующий журнал нового столетия, родился в 2008 году.
В январе 2010 года новым главным редактором был назначен Антон Чуйкин. Осенью 2014 года главным редактором стал бывший сотрудник газеты «Авторевю» Максим Кадаков. За 95 лет было выпущено более 1000 номеров журнала «За рулём», проведено много тестов…
Сегодня легендарное издание просвещает читателей на бумаге, в интернете, соцсетях и видеохостингах, а также — сотрудничает с экспертами в области автомототуризма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий