Литературное досье
10 ноября исполняется 260 лет со дня рождения Фридриха Шиллера
– немецкого поэта, философа, теоретика искусства и драматурга, профессора истории и военного врача.
Шиллер вошел в историю литературы, как один из ярчайших представителей гуманизма. В течение последних семнадцати лет жизни дружил с Иоганном Гёте. Этот период дружбы двух поэтов и их литературоведческая полемика вошли в немецкую литературу под названием «веймарский классицизм».Шиллер родился 10 ноября 1759 года в городе Марбахе-на-Неккаре (Вюртемберг), воспитывался в строгости, любил учиться, интересовался историей. Его преподавателем был местный священник, который оказал серьезное влияние на становление личности Шиллера.
В 14-летнем возрасте юноша был отправлен в военную академию, закалившую характер и пробудившую в нем бунтарский дух, который проявится в будущих его произведениях. Вскоре он перевёлся на медицинский факультет, где посещал лекции талантливых преподавателей.
В стенах академии он начал писать небольшие поэтические произведения: стихотворение «Вечер», ода «Завоеватель». Его увлечение творчеством Шекспира вдохновили на создание драмы «Разбойники», принесшую ему большую популярность. Драма была впервые поставлена в Мангейме в январе 1782 года. Постановка имела огромный успех у публики. После премьеры в Мангейме стало ясно, что в литературу пришёл талантливый драматург. Центральный конфликт «Разбойников» - это конфликт между двумя братьями: старшим, Карлом, который во главе банды разбойников уходит в богемские леса, чтобы наказывать тиранов, и младшим, Францем, который в это время стремится завладеть имением своего отца. Карл олицетворяет лучшие, храбрые, свободные начала, в то время как Франц является примером подлости, коварства и вероломства. В «Разбойниках», как ни в одном произведении немецкого Просвещения, показан идеал республиканизма и народовластия. Не случайно именно за эту драму Шиллер в годы Французской революции был удостоен почётного звания гражданина Французской республики.
Одновременно с «Разбойниками» Шиллер готовит к печати собрание стихотворений «Антология на 1782 год».
Через два года Мангеймская театральная публика с восторгом приняла следующую его драму «Коварство и любовь». Предыдущая драма Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе», несмотря на отличную игру актёров, в целом не имела большого успеха.
В 1785 году Шиллер пишет одно из своих самых известных творений – гимн «Оду к радости». Впоследствии грандиозным хором на текст этого стихотворения Бетховен завершил свою 9-ю симфонию.
В этот же период Шиллер принимает приглашение одного из своих почитателей и гостит у него в Лейпциге и Дрездене. Здесь он много работает. Он полностью переделал и закончил драму «Дон Карлос», начал новую - «Мизантроп». Им был составлен план и написаны первые главы романа «Духовидец». Здесь же были закончены и его «Философские письма» — самое значительное философское эссе молодого Шиллера, написанное в эпистолярной форме. Этими драмами завершается первый период драматического творчества Шиллера.
Покинув Дрезден, Шиллер живёт в Веймаре и много пишет. Создает историческое исследование «История отпадения Нидерландов от испанского владычества», пишет стихотворение «Боги Греции», в котором античный мир показан как средоточие радости, любви и красоты. Шиллер работает над «Историей Тридцатилетней войны». В 1792 -1796 годах выходит философское произведение «Письма об эстетическом воспитании человека» и ряд философских эссе: «О трагическом в искусстве», «О грации и достоинстве», «О возвышенном» и «О наивной и сентиментальной поэзии».
В 1795 году им написан цикл стихотворений на философские темы, близкие по смыслу его статьям по эстетике: «Поэзия жизни», «Танец», «Разделение земли», «Гений», «Надежда» и другие. Лейтмотивом через эти стихи проходит мысль о гибели всего прекрасного и правдивого в грязном, прозаическом мире. По мнению поэта, совершение добродетельных стремлений возможно только в идеальном мире. Цикл философских стихов стал первым поэтическим опытом Шиллера после почти десятилетнего творческого перерыва.
С 1796 года начинается второй период драматического творчества Шиллера, когда он подвергает художественному анализу поворотные этапы в истории европейских народов. Первая из этих пьес – драма «Валленштейн», на создание которой его натолкнула работа над «Историей Тридцатилетней войны». В этом же году Шиллер основывает периодическое издание – ежегодник «Альманах муз», где публикуются многие его произведения.
Знакомство с Гете переходит в тесную дружбу. 1797 год, так называемый «баладный год», когда Шиллер и Гёте в дружеском состязании создают баллады. Баллады Шиллера «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень» и «Ивиковы журавли» пришли к российскому читателю в переводах В. А. Жуковского. В этом же году создаются «Ксении», короткие сатирические стихи, – плод совместного творчества Гёте и Шиллера.
В 1800 году выходит пьеса «Мария Стюарт», иллюстрирующая тезис Шиллера о том, что в угоду драматургии вполне допустимо изменять и перекраивать исторические события. В «Марии Стюарт» Шиллер показал развитие конфликта между королевами-соперницами. Свою пьесу «Орлеанская дева, в основе которой история Жанны д'Арк, Шиллер назвал «романтической трагедией» и дал волю фантазии, используя материал средневековой легенды. В 1803 году написана «Мессинская невеста», в 1804 году - последняя законченная пьеса «Вильгельм Телль», задуманная Шиллером как «народная» драма. В 1805 году Шиллер работает над драмой «Димитрий», посвящённой русской истории. Она осталась незавершенной.
Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулёза.
Комментариев нет:
Отправить комментарий