вторник, 15 октября 2019 г.

Юбилейные даты

Литературное досье

О Лермонтов... непостижимо это.
Над ним сам дух пророчества витал,
Когда поэт в стихах на смерть поэта
Свою дуэль и смерть предугадал.
Николай Доризо.

Лермонтов – это феномен. Это о нём Лев Толстой сказал: «Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

Мнения современников о Лермонтове противоречивые, но при всех разноречивых толках о нём, все согласны в одном – это был гениально одарённый человек.
Он владел французским, английским, немецким языками, читал по латыни, принимался изучать татарский язык. Он был одарён удивительной музыкальностью – играл на скрипке, на фортепьяно, на флейте, пел, сочинял музыку на свои стихи, любил рисовать. «Если бы он профессионально занимался живописью, - писал Ираклий Андроников, - он мог бы стать настоящим художником».
Кроме всего этого, он обладал ещё пророческим даром.
Не зря же русский публицист и философ Юрий Самарин чуть ли не с испугом отмечал: «Прежде чем вы подошли к нему, он вас уже понял».

Лермонтов видел и понимал не только других, но и хорошо понимал себя и видел своё будущее. О своём будущем он поведал нам в пророческом стихотворении «Сон»:

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня, но спал я мёртвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жён увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.
Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

Известный русский философ Владимир Соловьев писал по поводу этого пророчества Лермонтова: «Во всяком случае, остаётся факт, что Лермонтов не только предчувствовал свою роковую смерть, но и прямо видел её заранее. Одного этого стихотворения «Сон» достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врождённый, через голову многих поколений переданный ему гений».

Обязательно посетите выставку-портрет "Поэт бессмертный и навсегда молодой".


Комментариев нет:

Отправить комментарий