четверг, 2 февраля 2023 г.

К 80-летию победы в Сталинградской битве

Книга как память о войне

200 дней и ночей на берегах Дона и Волги, а затем у стен Сталинграда и в самом городе продолжались ожесточенные бои, в которых с обеих сторон участвовало более 2 миллиона человек.
Сталинградская битва стала поворотным моментом в Отечественной войне. Естественно, что эти события отразились в литературе.

  Читайте, люди, книги о войне!
Не бойтесь слез, и горечи, и страха
Читайте, люди, книги о войне
И не стыдитесь горевать и плакать.
Ведь те, кого не стало за войну,
Кого сожгли, убили, растоптали,
Они за нас, за наши жизни пали
И то, что живы мы, а не они,
Случайности жестокая примета.
Храните в душах вечные огни
И дорожите их горчайшим светом!   
                                                                                                     Руфь Тамарина

В книгу известного писателя, фронтовика, уроженца города Киева, Виктора Платоновича Некрасова (1911–1987) вошла одна из правдивейших повестей о Великой Отечественной войне "В окопах Сталинграда", получившая в 1947 г. Сталинскую премию, а затем внесенная в «черные списки», изъятая из библиотек и ставшая библиографической редкостью. В первую очередь из-за того, что в ней не было привычных хвалебных речей в адрес вождя и высшего командного состава. Говорили, что автор видит войну "не дальше бруствера", принижает подвиг народа, и еще многое.  

Написанная без героического пафоса, удивительно правдивая, по-настоящему народная. Виктор Некрасов, фронтовик, служивший военным инженером и заместителем командира саперного батальона, прошедший горнило жесточайших боев, не соврал в ней ни словом, ни буквой.

Так до него еще никто ни писал. "В окопах Сталинграда" - произведение, написанное на основе личных наблюдений и ощущений автора. Некрасов принимал участие в обороне Сталинграда и на собственной шкуре познал все тяготы фронтовых будней. Был демобилизован после ранения уже в конце войны – в 1945 году.

Повесть написана от лица молодого лейтенанта, двадцативосьмилетнего военного инженера Юрия Керженцева. Это подробный, почти ежедневный, рассказ о массовом отступлении советских войск от Оскола к Волге, о неделях жизни в Сталинграде, сначала мирной, прерванной яростными бомбардировками противника, затем военной – в период ожесточенных боев за Мамаев курган и подходы к городу. 

Автор желал показать реальных защитников страны глазами такого же, как они, воина, испытывавшего во время войны естественные человеческие чувства: тоску по мирной жизни и родным, гордость за своих товарищей, стыд за отступления и неудачи, страх перед взрывами и непрекращающимся огнем в окопах Сталинграда. «Почему? He знаю. Знаю только, что с того момента, как мы ушли с Оскола, нет — позже, после сараев — у меня все время в душе какой-то противный осадок. Ведь я не дезертир, не трус, не ханжа, а вот ощущение такое, будто я и то, и другое, и третье».

Описания действительности часто прерываются ретроспективой в прошлое. Во время тягостного отступления это воспоминания Керженцева о любимом Киеве, где остались родной дом и семья. Герой испытывает постоянную боль от того, что теперь там хозяйничают фашисты. Несколько мирных дней в Сталинграде напоминают о любимой девушке, довоенных занятиях и увлечениях, которые уже никогда не будут такими, как прежде. 

Эта правда из солдатского окопа настолько смутила Александра Фадеева, председателя комитета по Сталинским премиям, что перед представлением отцу народов он вычеркнул фамилию Некрасова из списка будущих лауреатов. Но Сталин, собственноручно, по непонятным причинам, восстановил фамилию писателя-фронтовика в списке.

Новоявленный лауреат вновь поступил нетипично. Вместо машины и дачи, все денежные средства он направил на покупку инвалидных колясок для увечных фронтовиков.

Зачем сейчас читать "В окопах Сталинграда"? Затем, что это - большая литература, и рассказывает она о прикосновении "маленького человека" к войне,  о бесчеловечности войн, "справедливых" и "несправедливых". Это текст, который можно читать без скидок на время, в нем есть угрюмая будничная работа и человеческие отношения. Есть самое важное - философия войны. 

Беспристрастный рассказ автора о тех, кто в страшные для страны годы оказался перед нравственным выбором и сумел сохранить в себе лучшие человеческие качества, еще раз подчеркивает непоколебимую стойкость, безграничное мужество и истинный патриотизм русского народа, всегда умевшего отстоять свободу и независимость своего государства.


Из книги "Подстрочник.  Жизнь Лилианны Лунгиной, 
рассказанная ею в фильме Олега Дормана"

"<...> Первые неприятности начались в Киевском отделении Союза писателей, потому что Вика (Виктор Некрасов) писал по-русски, а не по-украински. В то время украинская номенклатура отличалась особой догматичностью и национализмом. И для этих посредственностей присутствие прославленного русского писателя было непереносимо. Достаточно сказать, что «Окопы» так и не были изданы на Украине – факт беспрецедентный для книги, отмеченной Сталинской премией".





Комментариев нет:

Отправить комментарий